Автопроизводители предусматривают для каждой модели авто установку передних и задних колес в определенном положении по отношению друг к другу и дороге. Это необходимо для повышения управляемости и устойчивости машины. Кочки и дорожные ямы, открытые люки, удары о бордюр и другие дорожные обстоятельства приводят к смещению углов установки колес. Услуга регулировки сход-развал популярна во всех автосервисах, особенно во время сезонной смены шин.
На что влияет развал-схождение колес
Углы установки колес меняют значения в процессе использования авто. Процедура развал-схождения позволяет скорректировать их до заводских. Правильное значение установки углов способствует повышению управляемости, а значит и безопасности водителя и пассажиров. С отрегулированными углами установки колес уменьшается склонность к заносам и повышается маневренность, увеличивается срок эксплуатации шин и экономичнее расходуется топливо.
В чем заключается развал-схождение
Во время процедуры регулируются параметры углов установки колес – развала, схождения и кастера. Схождение и развал колес бывают положительными и отрицательными.
Развал – это угол наклона колес в сторону от вертикали. При положительном развале верхние части шин отклонены в сторону от центральной оси, резина изнашивается по внешнему краю беговой дорожки протектора. При отрицательном значении верхние части шин направлены к оси, а износ происходит по внутреннему краю. Нулевое значение развала помогает свести износ резины к минимуму.
Схождение, или сход – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса («параллельность» колес). Он влияет на рулевое управление. Если сход положительный, то передние части колес повернуты внутрь, а при отрицательном сходе визуально шины развернуты наружу. В первом случае ускоренный износ шины происходит по внешнему краю беговой дорожки протектора, а во втором по внутреннему.
Кастер - это угол, который образован вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость авто. Влияет на углы развала и схождения колес, отвечает за стабилизацию машины на поворотах.
Кастер регулируют, если это предусмотрено конструкцией машины.
Как понять, что нужно делать развал схождение
Выполнять развал-схождение стоит не меньше двух раз в год, удобно совмещать процедуру с заменой резины по сезону. В некоторых случаях нужно посетить автосервис для выполнения регулировки внепланово:
- шины неравномерно изнашиваются;
- при торможении автомобиль стремится уйти в занос;
- если вы проводите ремонт ходовой части автомобиля;
- снизилась управляемость автомобиля;
- авто «ведет» в сторону при движении прямо, при попадании в яму или колею;
- если автомобиль участвовал в ДТП.
Иногда сервисы могут утверждать, что вашей машине требуется развал-схождение после других видов работ. Но в действительности на положение углов колес не влияют такие работы, как смена шин, замена амортизаторов и стабилизаторов.
Как делают развал-схождение
В зависимости от типа подвесок процедуру сход-развала выполняют или только на передней, или на обеих осях. Регулировка выполняется на 3D-стенде в несколько этапов. Не на всех современных автомобилях регулируются развал и кастер.
Основная часть процесса проходит так:
- автомобиль ставится на подъемник, на колесах устанавливают адаптеры-мишени;
- авто прокатывается вперед. Оптические датчики выполняют диагностику положения колес относительно кузова;
- оператор снимает информацию, и исправляет недостатки подвески в вертикальной и горизонтальной плоскости. Значения сравнивают с эталонными.
Регулировка начинается с кастера, так как его значение будет влиять на два остальных значения. Затем приступают к развалу, и в последнюю очередь регулируют схождение.
Можно ли выполнить развал-схождение самостоятельно?
Самостоятельная регулировка углов возможна, но для это потребуется немало действий: приобрести, установить и научиться использовать оборудование, найти место для его хранения и выполнения процедуры. Вы можете достигнуть неплохого результата, но такой высокой точности, как в профессиональном сервисе, добиться не удастся. Зато без навыков регулировки вы можете навредить автомобилю и потратиться на его ремонт. Также вы можете не знать заводских параметров своей машины, чтобы правильно регулировать углы.
Легковой автомобиль обслуживать легче.
Где лучше всего проводить сход-развал?
Надежнее всего выполнять процедуру в проверенном автосервисе, специалистам которого вы доверяете. Механики хороших сервисных центров знакомы с особенностями разных моделей автомобилей, располагают выбором деталей и используют качественное современное оборудование.
При регулировке углов в автосервисе механики осматривают другие части подвески и рулевого управления, благодаря чему вы можете узнать о поломках, сразу отремонтировать вышедшие из строя детали, и выполнить процедуру уже после ремонта. Также в сервисе вы получите гарантию на результат сход-развала.
В каких случаях процедура не поможет?
Иногда даже профессиональный механик не может отрегулировать углы установки колес до заводских значений. Обычно причина в износившихся запчастях, которые приводят к возникновению люфта. Поэтому перед сход-развалом и нужен визуальный осмотр ходовой части. Также помешать могут деформации корпуса, проблемы с качеством шин или балансировкой.
На каком оборудовании выполняют регулировку?
Развал-схождение выполняют на специальных стендах - оптических, лазерных или компьютерных. Самым точным и универсальным считается 3D-стенд.